Яндекс.Метрика

 

  

Влияние качества вторичных черных металлов на технико-экономические показатели сталеплавильного производства.

   

Рассмотренные в первом разделе настоящей монографии принципы, научные и методологические подходы нашли свое отражение при оценке качества, конкурентоспособности, потребительной стоимости  эффективности использования и цены металлолома - одного из основных видов металлургического сырья – лома черных металлов.

Среди природных ресурсов, используемых человеком, особое место принадлежит железу. Железо и его сплавы, так называемые черные металлы, являются главным конструкционным материалом для изготовления практически всех орудий труда (около 95% от их массы) и предметов потребления, то есть представляют вещественную основу промышленного производства и домашнего обихода. Однако, на современном уровне техники и технологии не весь металл, поступивший в производственный процесс и сферу потребления, переходит в состав новой продукции: часть его переходит в отходы, часть безвозвратно теряется [12].

Металл, безвозвратно теряемый, выпадает из процесса обращения в народом хозяйстве, а металоотходы и амортизационный лом, полученный после завершения срока эксплуатации машин, оборудования, различных конструкций и изделий, составляют ресурсы вторичного металлургического сырья. Общие ресурсы лома и отходов черных металлов в российской экономике превышают 20 млн. т. в год.

Использование вторичных ресурсов, а также непосредственно прием металлолома государством является важнейшим направлением экономии первичных природных ресурсов, потенциальный объём которых имеет определённые границы, а также во многом решает экологические проблемы. Связь экологии и ресурсосбережения следует рассматривать как взаимоотношение части и целого.

Как отечественный, так и зарубежный опыт показывает, что использование многих видов вторичных материальных ресурсов, технически осуществимо и экономически выгодно. Во всём мире использование вторичного сырья является вопросом государственной важности. Все индустриально развитые страны имеют разветвлённые, эффективно действующие системы заготовки, переработки и приема металлолома и отходов, оснащенные мощным высокопроизводительным оборудованием. В США, кроме частных предпринимателей,  вывозом металлолома занимаются около 1500 компаний; во Франции и Германии около 1000. Подготовленный к переплаву металлолом используется не только на крупных, но и специализированных небольших по мощности металлургических заводах.

Лучшие показатели в мире по использованию вторичного сырья имеет Япония (уровень использования лома и отходов черных металлов около 95%), что обусловлено рядом причин, и в том числе её большим экономическим потенциалом, дефицитом природных ресурсов, очень высокой плотностью населения, которое полностью осознаёт экономико-географическое положение страны и неукоснительно соблюдает указания управленческих органов по режиму экономии материальных ресурсов и выполнению требований санитарии. В законодательстве Японии установлена ответственность за переработку отходов производства тех предприятий, где они образовались. Повышению эффективности работы по вовлечению в производство вторичных ресурсов во многом способствует Японская ассоциация по освоению неиспользуемых ресурсов, в задачу которой входит содействие максимальной утилизации отходов и побочных продуктов промышленного производства, а также вышедших из употребления машин, оборудования, приборов, и Всеяпонская федерация промышленных отходов, объединяющая на добровольных началах префектурные ассоциации [26].

В России с 24 июля 1998 года вступил в действие Федеральный Закон (№ 89-ФЗ) «Об отходах производства и потребления», который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления с целью вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья. Из многочисленных видов вторичного сырья, первостепенное значение несомненно принадлежит ресурсам лома  самовывозу металлолома и отходов черных металлов: их доля в общей массе вторичных материальных ресурсов превышает 60%. Около половины мирового производства стали выплавляется из вторичных черных металлов, а в шихте электросталеплавильного производства – наиболее прогрессивного способа получения стали – доля металлолома находится на уровне 95% [25].

Если учесть, что стоимость металлической шихты (чугун и вторичные черные металлы) в себестоимости стали превышает 80%, то очевидно значение вторичных черных металлов для экономики отрасли черной металлургии, а также для предприятий и отраслей машиностроения, имеющих в своем составе сталеплавильное и чугунолитейное производства.

Повторным использованием металла, содержащегося во вторичном сырье, достигается значительная экономия общественного труда, так как на развитие ломоперерабатывающего производства требуются в десятки раз меньшие капитальные вложения, чем на геологоразведочные работы, добычу железной руды и коксующихся углей, создание обогатительных и агломерационных фабрик, доменных и ферросплавных цехов.  Покупка  металлолома и использование 1 т подготовленного металлолома в среднем позволяет экономить свыше 1800 кг железной руды, агломерата и окатышей, 500 кг кокса, 50 кг флюсов, около 100 м3 природного газа. Практика сталеплавильного производства в России, США, Японии показывает, что доля металлолома в составе шихтовых материалов определяется следующими величинами, % [11]:

- кислородно-конверторное производство 20-30;

- мартеновское производство 40-50;

- электросталеплавильное производство 90-95.

Таким образом, качество металлолома имеет существенное значение для сталеплавильных переделов, но особенно для электропечного производства стали.

   При рассмотрении вопроса о качестве металлолома следует различать два аспекта: первый – качество лома и отходов как сырья, образующегося в технологических процессах производства и потребления различных видов металлопродукции, а также в процессах эксплуатации машин, оборудования; второй – качество вторичных черных металлов, то есть качество подготовленных отходов и лома образующихся в результате переработки на пунктах приема металлолома или прошедших соответствующую переработку на специализированных предприятиях «Челябвтормета, Меты » и копровых цехах металлургических заводов.

Качество лома и отходов как сырьевых ресурсов, в первую очередь, связано с источниками их образования и с особенностями технологий, определяющих обработку и использование металла.

Источники образования лома и отходов :Отходы при производстве черных металлов,. отходы от металлообработки, амортизационный лом, вывоз лома с предприятий, покупка металлолома у физических лиц, работа пунктов приема металлолома, разработка шлаковых отвалов .

(продолжение следует)

Машины для вывоза металлолома

 

машина для вывоза металлолома

 

 

Для самовывоза  лома с территории предприятия используется специальная техника — ломовозы.  Их конструкция и технические характеристики определяют последующую эффективность логистических операций.

 

Другие названия ломовоза — «манипулятор», «курица», металловоз, «ломовозка», камаз с лапой.

 

Конструктивные требования к ломовозам

Современные машины для транспортировки лома представляют собой спецтехнику с высокими усиленными бортами, которые оснащаются специальными грузоподъёмными механизмами. Ввиду этого транспортировка происходит быстро, и без потерь сырья

Ломовоз с манипулятором

Основными эксплуатационными характеристиками ломовозов являются:

  • Механическая прочность материала бортов, которая должна выдерживать нагрузки от давления различных по размерам фрагментов стального лома.;Вместительность, обеспечивающая оптимальную загрузку ломовоза;

 

  • Высокое качество очистки кузова от частей транспортируемого лома при его выгрузке на конечном пункте следования ломовоза;

 

  • Высокой производительностью подъёмно-транспортного устройства ломовоза, и его способностью к работе с ломом любой конфигурации, массы и объёма;

 

  • Достаточной маневренностью машины в условиях сравнительно тесных пространств;

 

  • Универсальностью рабочей платформы, которая допускала бы транспортировку лома в контейнерах разных размеров, а также вне их;

 

  • Наличия не менее, чем трёхколёсного шасси, с антиопрокидывательными узлами.

 

Основные части ломовоза и их выбор

 

Для обеспечения требуемой производительности, ломовоз должен быть способен к перевозке металлолома массой не менее 20…25 т. В частности, на его платформе размещаются:ак

 

Ломовозы повышенной производительности оснащаются поворотным приспособлением, которое позволяет наклонять рабочую платформу до угла не менее 40..500, чтобы затем по склизу произвести выгрузку сырья. При наличии тягача надлежащей мощности, ломовозы комплектуются также прицепами или полуприцепами, которые имеют схожую конструкцию с основной платформой.

 

Опрокидыватели платформы могут быть с боковой и задней выгрузкой. Первые производительнее, поскольку фронт выгрузки лома при этом несколько шире. Наименее удобны для перевозки лома стационарные прицепы.

 

Крановые манипуляторы конструктивно размещают либо непосредственно за кабиной, либо по задней кромке основного шасси. В последнем случае несколько усложняется управление процессом загрузки, зато появляется возможность одновременно выполнять загрузку сырьём не только основной платформы, но и прицепа. Особенным удобством функционирования отличаются манипуляторы с гидравлическим приводом. Они, как правило, оснащаются выдвижной стрелой, которая может иметь вылет до 8…9 м. Грузоподъёмность такого манипулятора определяется углом наклона стрелы и величиной её вылета. В современных конструкциях ломовозов предельная грузоподъёмность обычно составляет не менее 4…5 т, а при максимальном вылете – не ниже 1.5 т.

 

Грузозахватные приспособления, которыми оснащаются ломовозы, подразделяются на:

 

  • Грейферные;

 

 

  • Крюковые.

 

Каждая из вышеперечисленных разновидностей обладает своими преимуществами и ограничениями. Например, лепестковые грейферы не в состоянии захватывать мелкие фрагменты лома, крюковые усложняют манипулирование захватами, и требуют высококвалифицированного обслуживания, а электромагниты повышают требования к ёмкости аккумуляторной батареи, которой оснащаются ломовозы.

 


Многочелюстной грейферный захват для манипулятора металловоза

 

Особые требования предъявляются к самой рабочей платформе. Она должна выполняться с усиленными бортами, а для её изготовления используется толстолистовая (толщиной до 3.5…4 мм) сталь. Верхние границы бортов, а также створки для выгрузки металлолома бандажируются.